Художественный фильм «Рудник» был снят в 2014 году в Северной Осетии, а в феврале 2015 года представлен и московскому зрителю. Единственная женская роль в фильме досталась Ольге Панковой. Вокруг ее героини - Фари - разворачивается один из основных конфликтов. Она с ног до головы закутана в черное, в ее роли мало изящного. И, вдруг, когда «Рудник» уже посмотрело какое-то количество зрителей. Ольга Панкова представляет Россию на «Миссис мира-2014» и занимает четвертое место в конкурсе, который проходит в США.
Художественная лента режиссера Мурата Джусойты «Рудник» - в национальной кинодраматургии первая за последние 20 лет художественная картина, снятая на осетинском языке.
Художественный фильм «Рудник» Мурата Джусойты хочется посмотреть не один раз. Не только, чтобы вновь любоваться красотой длинных планов, характерных почерку режиссера, а чтобы рассмотреть все символы, лучше понять заложенные автором смыслы.
1830 год. На Кавказе уже идет война, тем, кто воюет, нужен свинец. Поднявшиеся в высокогорье Осетии русский геолог и сопровождающий его ученый-кабардинец оказались вовлечены в конфликт между семьями Гидаровых и Тасоловых. Иноземцы прибыли сюда за сведениями о залежах руды, а также за некими тайными знаниями, обладает которыми старший в роде Гидаровых целитель Ростом. Большинство Гидаровых гибнет из-за несчастного случая, старшим в роду становится подросток Габи. Ему теперь надо беречь брата, сказителя преданий Аче, и отвечать за невестку Фари. Фамилия Тасоловых притязает на гидаровские земли и рудник, который считается иссякшим.
«Не пускай скорбь в сердце, не дай злости туманить разум». Эта фраза несколько раз звучит в фильме. Это то, что хотели выведать у 108-летнего Ростома, который выглядит моложе, чем собственный сын, иноземные гости. Это и наставление провидца Ростома правнуку Габи. И послание Джусойты зрителям «Рудника».
Габи наследует и применяет знание старца. Разум мальчика остается чистым, когда он вершит судьбу не только свою, Аче, невестки-вдовы, но, по сути, и судьбу рода Тасоловых – Габи решает не враждовать с ними, а породниться. Обычай предписывал Габи отомстить за оскорбление кровью, но он не следует принятым устоям. «Не люди для закона, а закон для людей», - отвечает Габи на укор Аче. Время перемен, обстоятельства заставляют Габи переплавиться, как переплавляется и становится драгоценным металлом руда.
По замыслу Мурата Джусойты, «Рудник» рассказывает и о том, что переживает осетинское общество сегодня, тогда тоже, как и сейчас, шла геополитическая борьба на Кавказе, шел слом устоявшегося образа жизни, образа мышления.
Одна из самых ярких сцен картины: мальчики, в одночасье ставшие мужчинами, оплакивают погибших членов своей семьи. Актеры Давид Тогоев и Урузмаг Засеев в этой сцене мало кого оставят равнодушными. Одна из лучших, органичных актерских работ в фильме – работа актера кабардинского театра Валерия Балкизова, его осетинская речь звучит так, как будто он говорит на родном языке.
Лучшее в «Руднике» - это драматургия Джусойты, в национальной кинодраматургии параллели можно проводить лишь с его же снятыми более 20 лет назад художественными лентами «Горец» и «Фарн», а также музыка, написанная для этой картины Ахсаром Джигкаевым, она звучит мало в фильме, но мелодия запоминается легко и надолго.
Придраться в фильме есть к чему, в частности, он мог быть лучше озвучен. Видно, что его создатели не располагали достаточными средствами. Тем ценнее работа команды Мурата Джусойты.
При этом зритель тепло принял «Рудник» на презентациях во Владикавказе и Цхинвале, а в феврале - в Москве. Теперь картину планируют представить в Стамбуле турецкой диаспоре осетин. Более широкому зрителю «Рудник» станет доступен, когда получит прокатное удостоверение, возможно, уже в марте.